Технология (труд)

Технология как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения?

Формирование технологического мышления и технологической культуры школьников начиная с первого класса имеет принципиальное значение в общей системе образования, воспитания и развития подрастающих поколений.

В отличие от традиционного трудового обучения, в ходе которого происходит овладение трудовыми умениями и навыками исполнительской, функциональной деятельности и формирование соответствующих качеств человека, технологическое обучение во главу угла ставит интеллектуально-творческое развитие ученика, не только ориентирующегося в окружающей жизни, ее проблемах, но и способного преобразовывать мир и себя самого, умеющего находить способы и алгоритмы решения разнообразных жизненных задач, обладающего опытом проектной творческой деятельности.

Введение технологии как учебного предмета в практику обучения начальной школы позволяет не только вооружить учащихся политехническими знаниями, общетрудовыми и специальными умениями, но и максимально развить их индивидуальные возможности и способности, сформировать целостное восприятие окружающей действительности.

Образовательная область «Технология» воплощает в себе идеи практического обучения детей, выдвинутые ещё Я.А. Коменским, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и преломленные современностью.

Технология как учебный предмет синтезирует развиваемые ранее направления трудового обучения в одну интегрированную модель, дающую учащимся достаточно полное представление о технико-технологической стороне окружающего мира, способствует более осознанному усвоению технологической культуры.

С учётом целей и задач технологического обучения ведущими видами деятельности учеников на уроках технологии наряду с традиционными являются дизайн-анализ изделий и услуг и особенно творческое проектирование.

Внедрение проектного метода в учебный процесс позволит более эффективно реализовать задачи развития учащихся благодаря формированию у них общих приемов умственного труда, овладению алгоритмами решения разнообразных задач, воспитанию трудолюбия, воли, инициативности и других социально значимых качеств личности. Проектная деятельность готовит учащихся к реальным условиям жизни и современного производства.