Биология — это система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Биология классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

География — это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты,природные зоны, биогеоценозы и так далее).

География — это свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса(география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области и так далее).

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие «изобразительное искусство» объединяет в себе различные виды живописи, графики и скульптуры.

Изобразительное искусство как учебный предмет включает в себя познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Программа по этому предмету формулирует следующие его задачи: развитие понимания явлений художественной культуры и их роли в жизни общества; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умения выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного-эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять творческие способности в области изобразительного искусства в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Практикуются следующие виды учебных занятий изобразительным искусством: рисование с натуры, тематическое декоративное рисование, беседы о произведениях изобразительного искусства.

Иностранный язык – это язык, который изучается вне условий его естественного бытования, т.е. в учебном процессе, и который не употребляется наряду с родным в повседневной коммуникации.

Информатика — это наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений. Слово «информатика» происходит от двух слов — «информация» и «автоматика».

История — это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Предмет «литература» — один из главных предметов школьного образования, объединяющий дисциплины гуманитарного цикла. Он вводит ученика в соприкосновение со сферой нравственных ценностей и способствует созданию культурно обусловленного, этически надёжного и социально продуктивного образа личности.

Изучение художественной литературы формирует творческое (созидательное) мышление, которое совместно с образным и словесно-логическим мышлением полагаются в основу формирования личности.

Математика — это наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке.

Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов.

Математика — это фундаментальная наука, предоставляющая общие языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.

Мировая художественная культура (МХК) — это учебный предмет, изучающий основы художественной культуры.

Музыка как учебный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки и музыковедение, а также даёт простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

В содержание этого предмета введено восприятие звучащей музыки, хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, развитие способностей к музыкальной импровизации.

На уроках музыки школьники знакомятся с творчеством советских и зарубежных композиторов и музыкантов-исполнителей.

В преподавании музыки как учебного предмета решается задача воспитания эстетического и нравственного чувства учащихся, мировоззренческих позиций, их музыкального вкуса, любви к музыке, оценки музыкальных произведений. Значимость музыкальных произведений, используемых на уроках, определяется их идейно-художественной ценностью, эмоциональной привлекательностью и доступностью для детей разного возраста.

На уроках музыки много времени отводится хоровому пению, как наиболее доступному виду массовой музыкальной деятельности.

Обществознание — это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и других) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — учебный предмет, изучаемый в учреждениях начального, общего и среднего профессионального образования и предназначенный для воспитания культуры безопасности, подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, формирования у них здорового и безопасного образа жизни, умений и навыков оказания первой помощи, получения начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, подготовки по основам военной службы, а также приобретения навыков в области гражданской обороны.

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — это учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один. Два наиболее распространенных модуля: «Основы православной культуры» и «Основы светской этики».

Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.

В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

Выделяются три основные познавательные цели обучения русскому языку:

  • формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
  • вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
  • эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

Помимо познавательных целей выделяют также следующие группы практических целей обучения русскому языку:

  • формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • вооружение учащихся нормами литературного языка;
  • развитие умения связно излагать свои мысли.

Технология как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения?

Формирование технологического мышления и технологической культуры школьников начиная с первого класса имеет принципиальное значение в общей системе образования, воспитания и развития подрастающих поколений.

В отличие от традиционного трудового обучения, в ходе которого происходит овладение трудовыми умениями и навыками исполнительской, функциональной деятельности и формирование соответствующих качеств человека, технологическое обучение во главу угла ставит интеллектуально-творческое развитие ученика, не только ориентирующегося в окружающей жизни, ее проблемах, но и способного преобразовывать мир и себя самого, умеющего находить способы и алгоритмы решения разнообразных жизненных задач, обладающего опытом проектной творческой деятельности.

Введение технологии как учебного предмета в практику обучения начальной школы позволяет не только вооружить учащихся политехническими знаниями, общетрудовыми и специальными умениями, но и максимально развить их индивидуальные возможности и способности, сформировать целостное восприятие окружающей действительности.

Образовательная область «Технология» воплощает в себе идеи практического обучения детей, выдвинутые ещё Я.А. Коменским, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и преломленные современностью.

Технология как учебный предмет синтезирует развиваемые ранее направления трудового обучения в одну интегрированную модель, дающую учащимся достаточно полное представление о технико-технологической стороне окружающего мира, способствует более осознанному усвоению технологической культуры.

С учётом целей и задач технологического обучения ведущими видами деятельности учеников на уроках технологии наряду с традиционными являются дизайн-анализ изделий и услуг и особенно творческое проектирование.

Внедрение проектного метода в учебный процесс позволит более эффективно реализовать задачи развития учащихся благодаря формированию у них общих приемов умственного труда, овладению алгоритмами решения разнообразных задач, воспитанию трудолюбия, воли, инициативности и других социально значимых качеств личности. Проектная деятельность готовит учащихся к реальным условиям жизни и современного производства.

Физика — это наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

Физическая культура — это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Химия — это одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются.

Поскольку все вещества состоят из атомов, которые благодаря химическим связям способны формировать молекулы, то химия занимается, прежде всего, рассмотрением перечисленных выше задач на атомно-молекулярном уровне, то есть на уровне химических элементов и их соединений.

Химия имеет немало связей с физикой и биологией, по сути, граница между ними условна, а пограничные области изучаются квантовой химией, химической физикой, физической химией, геохимией, биохимией и другими науками.